Цель самообразования:
повышение методологической базы, совершенствование уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентностей для оказания эффективной коррекционно – развивающей помощи детям с ОВЗ и их родителям.
Задачи:
- повысить собственные профессиональные и межпредметные знания, умения, навыки;
- организовать сетевое взаимодействие для решения поставленной цели;
- разработать программы дополнительного образования, рабочую программу учителя - логопеда;
- оформить пространственно – предметно – развивающую среду в кабинете и группе в виде центров речевой активности согласно ФГОС ДО;
- организовать консультационную и просветительскую деятельность по вопросам психоречевого развития детей ДОО среди педагогов и родителей;
- транслировать передовой педагогический опыт в рамках семинаров, конференций, вебинаров различной формы и уровня с целью;
- разработать методические материалы для педагогов, родителей.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
• Выступление на педсовете, методическом объединение, конференции;
• Консультативная помощь на страницах персонального сайта
• Участие в профессиональных конкурсах;
• Участие в вебинарах.
В условиях логокабинета использование учителем-логопедом авторских слай-презентаций на педсоветах, РМО, конференциях дает возможность подать материал в привлекательном виде, привнести эффект наглядности и помогает усвоить материал быстрее и в полном объеме. Воспитателям также рекомендуется применение слайд-презентаций при проведении артикуляционной и пальчиковой гимнастики, развития лексико-грамматических категорий и связной речи.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Логопедическая работа с дошкольниками, в условиях логокабинета, предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Использование ИКТ дает возможность расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей-логопатов
• Выступление на собраниях
• Участие в творческих конкурсах детей
• Изготовление буклетов, памяток, рекомендаций для родителей
• Консультативная помощь на страницах персонального сайта
РАБОТА НА СТРАНИЦАХ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА
При реализации задач профилактического, консультативного и методического направления деятельности, активно использую персональный сайт, сайт детского сада, что позволяет объединить всех участников образовательного процесса в решении задач коррекционно-речевой работы.
Остановимся на особенностях сайта, которые позволяют учителю-логопеду использовать его в практике: публичность, что делает материалы доступными для чтения коллегами, родителями; возможность оставлять комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, коллег, отвечая на комментарии; позволяет отразить события, происходящие в жизни коллектива, в жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога); авторство. Персональный сайт имеет функцию хранилища электронного портфолио, электронной библиотеки, документов, методических материалов, полезных ссылок, собственных разработок, фотографий, видео.
Однако следует помнить, что использование ИКТ не заменяет живое общение учителя-логопеда и ребенка, учителя-логопеда и родителей, а дополняет его. Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами позволяют учителю-логопеду не только идти в ногу со временем, выполняя требования законодательства, но и оптимизировать, систематизировать свою работу в условиях логокабинета, значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
В рамках профилактической работы, проводимой мною в ДОУ, был разработан план по самообразованию, направленный на развитие фонематического восприятия через игры, игровые упражнения и графические символы у детей с речевыми нарушениями. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник на стыке двух проблем. С одной стороны, при ежегодном обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения фонематического восприятия почти у 70% обследованных. Среди них – дети, не имеющие грубых речевых нарушений, и дети с нормой речи. С другой стороны, развитие фонематического восприятия в системе у детей в возрасте от 3-5 лет по программе Т.Н.Дороновой “Радуга” в ДОУ не ведётся. Возникает вопрос о том, что нужно сделать, что бы у пятилетних детей к моменту обследования состояние фонематического восприятия соответствовало возрастной норме. В связи с этим был разработан комплекс мероприятий, способствующий решению данной проблемы.
Целью первого года реализации плана стало развитие неречевого слуха у детей среднего дошкольного возраста как предпосылки становления речевого слуха и фонематических процессов в целом.
За первый год была проведена следующая работа:
· проведена работа по самообразованию: изучена научно-педагогическая и специальная литература по проблеме проекта;
· разработаны критерии диагностики уровня развития неречевого слуха у детей дошкольного возраста;
· разработан план работы по реализации проекта;
· определены направления, по которым осуществляется развитие неречевого слуха;
· разработан и реализован тематический план проведения игр, позволяющих стимулировать развитие предпосылок становления фонематического восприятия у детей;
· составлена картотека дидактических игр по развитию неречевого слуха;
· проведена консультация для воспитателей, раннее развитие фонематического восприятия, как залог успешного освоения грамоты
· проведена консультация родителей по вопросу возможности развития неречевого слуха в домашних условиях;
В течение года изучила методическую литературу: Ткаченко Т.А «Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетические символы»; Баранова В.В. «Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядного моделирования»; Карельская Е.А. «Использование символов в работе над звуками». Самостоятельно изучала материал на сайтах:
Применяла в работе по развитию фонематического восприятия игры и игровые приемы различной направленности:
1 блок игр включал только те игры, которые были направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.
2 блок – игры на определение направления звучания.
3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по темпу звучания.
4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по силе звучания.
5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.
6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по высоте звучания.
7 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности звучания.
Основными методами развития слухового восприятия стали:
· Практический – дидактические игры. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указанием, вопросами.
· Наглядный – наблюдение, рассматривание картинок, игрушек, а также показ образца выполнения задания.
· Словесный метод – пояснение, объяснение того, как следует выполнять задание.
Во время проведения игр использовались: музыкальные игрушки, коробочки, наполненные различными крупами, различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, застежки-молнии) и т.п.
В основу разработок игр и игровых упражнений было положено методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. «Научи меня слышать»(Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).
Планы по самообразованию