Островок правильной речи

   Сайт учителя-логопеда МАДОУ  г. Няган

   "Детский сад № 5 "ДУБРАВУШКА"

 Старостиной Татьяны Васильевны

 

Рекомендации логопеда для родителей детей младшего возраста

 

Уважаемые папы и мамы!

 

Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.

 

Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом.

 

Вас должно насторожить, если ребенок:

  • очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
  • часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
  • имеет сильное течение слюны;
  • не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
  • не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;
  • говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам;
  • вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»; употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» --молоко, «дека» — девочка.

Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду в поликлинику или речевую группу детского сада.

 

Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

 

 Рекомендации логопеда для родителей детей среднего возраста

 

Уважаемые папы и мамы!

 

Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия.

 

Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей.Итак:

  • ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
  • критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;
  • обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют наречь, и у ортодонта. Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;
  • большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
  • посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
  • через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
  • в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.

Рекомендации логопеда для родителей детей старшего возраста

 

Уважаемые папы и мамы!

 

6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

  •  Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

 

  •  У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:

1.     правильно произносить все звуки языка;

2.     выделять первый и последний звук в слове;

3.     разделять слово на слоги;

4.      определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;

5.     придумывать слова на заданный звук;

6.     сливать два названных звуков слог: М+А=МА;

7.     повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;

8.     определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

  • Важно выяснить:

1.  насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;

2.  насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;

3.  что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года; сформированы ли у него слова-обобщения;

4.  ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;

5.  может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

  •  Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки.
  • Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».
  •  Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
  •  Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
  •  Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.

 

  В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.

 

Дата последнего обновления страницы 05.12.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»